Фитнес – одно из модных увлечений последнего времени. Занятие спортом, ведение здорового образа жизни, поддержание организма в тонусе. Местом занятий многих становится фитнес-клуб. Рассмотрим, как открыть фитнес-клуб, виды и возможности развития бизнеса.
Для успешного развития бизнеса необходимо провести анализ, определиться с целевой аудиторией, концепцией заведения, месторасположением. Фитнес-клубы далеко не в любых местах могут быть прибыльными. Но при правильном подходе спортивные заведения являются рентабельными.
Отличительные особенности
Активные занятия различными спортивными видами деятельности большого количества людей в последние годы связаны с изменением ритма жизни, социально-экономических укладов общества. В первую очередь влияние оказывает статистика распределения рабочих мест. Если раньше больше было рабочих, то в последние годы эта статистика сдвинулась в сторону служащих, офисных работников. Соответственно у последних преимущественно сидячий образ жизни.
Современные фитнес-клубы – это многопрофильные учреждения. Они могут включать широкий набор услуг: тренажёрный зал, солярий, сауна, массаж и т.д.
Факторы, приводящие к занятию спортом
Изменение статистики работы связано с бурным технологическим развитием. В результате которого потребность в людях в производственно-технологических цепочках существенно снизилась. А необходимые специалисты также востребованы больше «сидячих» специальностей: инженеры, мастера, технологи и т.д.
Т.е. произошло высвобождение от тяжёлого физического труда большой массы людей. С одной стороны это привело к появлению свободного времени, с другой стороны к недостатку физического движения.
Ещё одним значимым фактором является престижность и мода. Бизнесмены, актёры, публичные люди предпочитают придерживаться здорового образа жизни.
Факторы:
- здоровый образ жизни;
- недостаток движения;
- престиж;
- свободное время.
Виды фитнес-клубов
Для понимания, какой клуб имеет смысл организовывать, и соответственно этому определиться, сколько стоит открыть фитнес-клуб, выделим несколько типов. В зависимости от вида клуба будет зависеть выстраивание бизнес-модели.
По целевой аудитории:
- общие;
- «элитные»;
- специализированные.
По гендерному признаку:
- мужские;
- женские;
- смешанные.
По возрастному признаку:
- для взрослых;
- для пожилых;
- для подростков;
- для детей;
- смешанные.
И по объёму услуг:
- с широким спектром услуг;
- среднего класса;
- узкоспециализированные (небольшие тренажёрные залы, к примеру).
Перед выбором того или иного вида фитнес-клуба, проводится анализ территории. Выделение на данной территории целевой аудитории. Любой фитнес-клуб в первую очередь ориентируют на клиентов, проживающих в непосредственной близости от клуба.
Целевая аудитория фитнес-клубов
Выбор аудитории наиболее важен для составления бизнес-плана открытия фитнес-клуба. Для продажи абонементов имеет смысл ориентироваться на клиентов со средним и высоким доходом. По статистике эти группы наиболее предрасположены к посещению клуба. Люди с низким достатком не тратятся на дополнительные расходы, а предпочитают бесплатные возможности: домашнее занятие, дворовые тренажёры и т.д.
Проще всего в плане реализации бизнеса ориентироваться на людей со средним достатком. Здесь нет завышенных требований и особых подходов. Всё достаточно стандартно.
Для организации «элитных» фитнес-клубов потребуется особенный подход. Обычно люди с достатком предъявляют завышенные требования к качеству услуг. Организация такого клуба будет более затратна, но и уровень возможных доходов от него выше.
Ещё одна возможность – организация предприятия по имеющейся договорённости: с муниципальными учреждениями, с предприятиями. Формат таких учреждений обычно определяет заказчик. Плюс в таком случае – достаточно предсказуемый сценарий развития, себестоимость и уровень доходности.
Различные специализированные клубы требуют тщательного просчёта востребованности. Наполняемость такого клуба и соответственно его доход зависят от правильной оценки и маркетинга.
Скачать готовый бизнес-план фитнес-клуба, актуальный на 2021 год, можно у наших проверенных партнеров «БиПлан». Ссылка для скачивания.
Набор услуг
Набор услуг зависит от избранной концепции клуба. В расширенном виде фитнес-клуб может представлять собой мини-дворец спорта: тренажёрные залы, бассейн, косметологические кабинеты, солярий, сауна и т.д. Занятия в таких клубах возможны как одиночные, так и групповые, с тренером и без тренера.
В обычном стандартном среднем варианте в перечень услуг входит:
- разовые самостоятельные занятия;
- абонемент на несколько самостоятельных посещений;
- разовые занятия с тренером;
- абонемент на занятия с тренером;
- массаж;
- сауна.
При этом обычно выделяют несколько залов: зал для занятий, тренажёрный зал, кабинет для массажа, сауна.
Набор услуг не ограничивается конкретным списком. В зависимости от предпочтений клиентов и возможностей его можно расширять.
Существует множество небольших фитнес-клубов, особенно в отдалённых микрорайонах и небольших городах. Они занимают небольшие помещения и являются тематическими. К примеру, зал с небольшим количеством тренажёров или зал для занятий.
Помещение
Помещение также зависит от концепции. Общие рекомендации:
- Примерно 5-6 кв.метров на одного посетителя спортивного зала. При средней посещаемости общая площадь начинается от 200 кв.метров;
- Должны быть отдельные помещения для организации душевых, туалетов, кабинетов для дополнительных услуг и т.д.;
- Желательно оборудовать помещения инженерно-техническими системами: охранно-пожарной сигнализацией, кондиционированием, вентиляцией.
Помещение для размещения фитнес-клуба желательно иметь специализированное, в собственности. Так как возможны определённые переделки, а их не всегда возможно согласовать с собственником. Идеальный вариант самостоятельное строительство помещения или договорённость с застройщиком о целевом планировании в строящихся жилых комплексах.
Месторасположение
Располагать фитнес-клубы лучше всего в спальных районах, непосредственно рядом с крупными офисными, торговыми центрами. Расположение в промышленных зонах не рекомендуется.
Также на месторасположение может влиять нахождение в непосредственной близости подобных учреждений. В этом случае необходимо будет оценить плотность посещения у конкурентов. Возможно, что в данном месте недостаточно предложений или они не покрывают весь спектр услуг выявленного потенциального спроса.
Оборудование
Оборудование может включать:
- оборудование для тренажёрных залов: беговые дорожки, велотренажёры, силовые комплексы, гимнастические комплексы и т.д.;
- оборудование для душевых, саун и бассейнов;
- оборудование для солярия;
- оборудование для фитнес-зала: ковры, маты и т.д.
- мебель в комнаты отдыха и для администратора;
- прочее.
Особые требования при подборе оборудования для клубов премиум-класса. Часть оборудования может быть высокотехнологичным, поэтому при покупке имеет смысл сразу заключать договора на его установку, настройку и дальнейшее техническое обслуживание.
Персонал
Минимальный персонал практически для любого клуба:
- администратор;
- инструктор, тренер;
- уборщица.
Помимо этого потребуются специалисты в зависимости от предоставляемых клубом услуг: массажёры, косметологи и т.д. Не обязательно всех нанимать на постоянную работу. Часть персонала может работать по договорам. От уровня подготовки специалистов во многом будет зависеть популярность и посещаемость заведения.
Документы
Деятельность не требует лицензирования. Для организации достаточно ИП. В каких-то случаях может быть предпочтительней акционирование: совместная собственность, тонкости налогообложения, договорённости с внешними организациями и т.д.
Документы:
- набор учредительной документации (в зависимости от формы собственности);
- необходимые документы с внешними организациями (договора аренды, договора подряда и т.д.);
- внутренняя документации (правила, должностные инструкции, прейскуранты, журналы посещений и прочее).
Маркетинг
Готовый бизнес-план фитнес-клуба должен включать проработанный маркетинговый план. Как и в любом бизнесе важны точки продажи.
Точки продаж:
- основная – клуб;
- для больших клубов – свой сайт в интернете;
- сеть агентов;
- партнёры.
Маркетинг включает работу со всеми точками продаж, их анализ и дальнейшее усовершенствование.
Делят маркетинг традиционно на рекламный план и работу с клиентской базой. Рекламный план включает: наружную рекламу, распространение брошюрок, рекламу в СМИ (включая Интернет). Желательно проводить анализ отдачи от проведения рекламных акций.
Работа с клиентской базой:
- система скидок и бонусов;
- привлечение клиентов (горячий, холодный обзвон);
- работа с агентами продаж.
Также необходимо проводить анализ эффективности проведения тех или иных акций по привлечению клиентов.
Затраты, прибыль, окупаемость
Для образца приведём небольшую калькуляцию фитнес-клуба. Общая площадь помещения – 200 – 250 кв.метров. Зал для занятий, тренажёрный зал, массажный кабинет, солярий, душевые, туалет, помещение для отдыха и администратора с баром. Персонал: администратор, 2 тренера, массажист, косметолог, уборщица.
Разовые вложения | Сумма |
---|---|
Помещение | 4 – 6 млн.руб. |
Оборудование | 0,8 – 1 млн.руб. |
Мебель | 0,3 – 0,5 млн.руб. |
Прочие | 0,1 – 0,2 млн.руб. |
Итого | 5,2 – 7,7 млн.руб. |
Постоянные месячные расходы | Сумма |
---|---|
Маркетинг | 30 – 50 т. руб. |
Фонд оплаты труда (6 человек) | 150 – 200 т. руб. |
Прочие | 50 – 100 т. руб. |
Итого | 230 – 350 т. руб. |
Средняя цена абонемента в месяц 2 – 4 т.руб. Количество клиентов 150 – 200 человек в месяц. Итого в месяц выручки 300 – 800 т.рублей. Или прибыли 70 – 450 т.руб. С учётом неравномерности посещения фитнес-клуба (летом посещаемость падает) и небольшой посещаемостью сразу непосредственно после открытия срок окупаемости: 2 – 3 года.
Получить полную версию бизнес-плана по открытию фитнес клуба с нуля можно у наших партнеров с гарантией качества.