Как продать идею для бизнеса?

7242

Любая идея достойна справедливого вознаграждения. Но получить его можно, не только извлекая из ценной идеи пользу в науке, технике, общественной жизни или бизнесе. Можно поступить иначе: продать важную информацию, но нужно знать, как правильно подготовить идею к продаже, и найти покупателя. Расскажем о том, как осуществить это на практике в нашей российской действительности.

Продать идею для бизнеса

Способы продажи идей


Основным конкурентным преимуществом на каждом уровне, будь то государство, город, корпорация или отдельный человек, является не факт обладания каким-то имуществом (квартирами, дачами, заводами, газетами и пароходами) и природными богатствами, а наличие идей, знаний и технологий (ноу-хау), а также их носителей — творческих людей (креативный класс).

Стоит вспомнить относительно недавнее прошлое, конец 80-х и начало 90-х годов. В то время было немало историй про то, как японские и китайские специалисты скупали в российских библиотеках никому не нужные, как тогда говорили в стране, подшивки журналов типа «Юный техник», «Техника — молодежи» или «Моделист-конструктор». Равно как и то, что были случаи, когда за большие деньги скупались архивы диссертаций технических вузов, которым была уготована участь сгореть в местной котельной или быть сданными в макулатуру.

Но если задача конкуренции на рынке носителей творческих идей в мире практически решена (продать бизнес-идею можно и в интернете), и открытые границы позволяют найти себя любому таланту там, где он более всего востребован, то с идеями, в том числе и касающимися бизнеса, не все так просто и однозначно.

Любая информация, которая связана с процессом получения денег, имеет стоимость. Но чтобы эта стоимость превратилась в реальные деньги и прочие активы, нужно представлять, как ее можно продать.

СМОТРИТЕ ВИДЕО: Что такое продать идею

Главной особенностью продажи информации, и бизнес-идей в частности, является то, что, будучи единожды показанной или представленной, она может считаться потребленной, и ее уже нельзя ни вернуть, ни потребовать за нее компенсацию.
Основными методами продажи информации и бизнес-идей являются следующие:

  1. Если возникла оригинальная бизнес-идея, но нет детального раскрытия того, как ее осуществить на практике, единственный вариант получить за нее хоть какие-то деньги — опубликовать эту идею в виде небольшой статьи или заметки в каком-нибудь научно-популярном журнале. Можно попробовать продать идею в виде статьи через текстовую биржу тем, кто занимается наполнением соответствующим бизнес-контентом интернет-сайтов. Большие деньги получить за это вряд ли получится, но, во всяком случае, будет хоть какая-то моральная и материальная компенсация.
  2. Продажа бизнес-идей через сетевые ресурсы. Если идея создания и развития бизнеса из чисто умозрительной формы перешла в стадию более детального осмысления, проработки с цифрами, с какими-то предварительными расчетами, можно создать свой сайт или блог, где за ознакомление с идеей можно с посетителей сайта брать небольшие деньги. И, если идея действительно захватывающая, вполне вероятно получить деньги еще и за рекламные места, если посещаемость сайта даст возможность размещать рекламу от того же Гугла. Главный недостаток этого метода состоит в том, что автор идеи, даже несмотря на то, что информация размещена на его собственном сайте, не имеет никаких авторских прав на контент. Последующие ссылки на сайт вряд ли дадут основание претендовать на какие-либо права в будущем.
  3. Оформление патентных прав. Если бизнес-идея связана с применением каких-то технических новшеств, оригинальных инженерных решений, технологий, то с целью получения материальной компенсации в виде роялти или франшизы, можно оформить патент или авторское право. Также патентованию подлежат торговые марки, знаки, рекламные решения. Основное достоинство этого метода состоит в том, что автор идеи закрепляет  свои юридические права на информацию. Однако, это совсем не гарантирует того, что кто-то будет готов заплатить за эту идею или информацию реальные деньги. К тому же расходы на подготовку к патентованию, плата за сам патент могут превысить потенциальную стоимость всей идеи.
  4. Привлекательный товарный вид для продажи практически любой идеи поможет создать хорошо составленный бизнес-план. Чем привлекателен бизнес-план для потенциального покупателя идеи:
  • инвестор видит сразу всю концепцию идеи: целиком, в цифрах и деталях, и ему не надо искать дополнительную информацию.
  • покупатель экономит массу времени, и ему не нужно даже дополнительно тратить время, чтобы представить бизнес-план коммерческому банку для получения кредита.

Единственный недостаток такой формы продажи бизнес-идеи состоит в том, что на подготовку уйдет немало времени (как минимум пара месяцев)  и нет гарантии, что быстро найдется покупатель.

  1. Оптимальный, но в то же время и самый затратный вариант — это под имеющуюся идею создать компанию в виде стартапа. Для этого придется зарегистрировать ее (например, в виде венчурной компании), набрать персонал, запустить на начальную стадию сам проект (нулевой цикл). То есть, по сути, это будет создание и подготовка к продаже готового бизнеса под ключ (плюс идея). Несомненно, этот вариант при удачном развитии событий может принести очень хорошую прибыль и автору идеи, и инвесторам.

Но нужно помнить, что из десяти начатых стартапов до реального рынка доходит только один, в лучшем случае — два. Кроме этого, для создания пусть даже небольшого стартапа нужен начальный капитал, который не всегда так легко получить под одну лишь идею.

Более интересным вариантом по продаже бизнес-идей в виде стартапа служит использование краудинвестинговых площадок. Таких площадок в одной только Америке существует десятки тысяч. В России наиболее популярными являются две — это Planeta.ru и Boomstarter.ru.

Здесь можно предложить инвесторам фактически любую бизнес-идею, начиная от фермы по разведению кроликов на Северном полюсе и заканчивая созданием такси на базе летающих автомобилей.

Для того чтобы выставить на продажу свою бизнес-идею, нужно всего лишь  зарегистрироваться на площадке, пройти верификацию и представить инвесторам концепцию бизнес-идеи, с обоснованием того, почему, когда и какую прибыль получит инвестор.

Представленные форматы продажи бизнес-идеи, конечно же, не исчерпываются этим списком. Не следует забывать и личные связи, участие в каких-то конференциях, клубах или сообществах. Если автор идеи считает, что она действительно пригодится кому-то в бизнесе, ему  нужно перед тем, как продать кому-либо идею для бизнеса, постараться войти в более тесный контакт с теми, кто будет практически заниматься этим на рынке.

Кто может заинтересоваться бизнес-идеей?


Покупатель бизнес-идеи

Любая бизнес-идея должна в конечном итоге найти своего покупателя. Кто будет этим покупателем, во многом зависит от самой идеи и того, насколько  условия в стране способствуют развитию той или иной формы предпринимательства. В общем случае потенциальными покупателями бизнес-идей могут быть следующие социальные группы:

  • Индивидуальные предприниматели, которые находятся в творческом поиске и ищут приложения своим временно свободным средствам.
  • Деловые объединения инвесторов, в том числе на венчурном рынке (так называемые фонды или компания бизнес-ангелов).
  • Различные общественные ассоциации предпринимателей и исследовательских академических вузов, такие, например, как объединение «Сколково» или Фонд содействия развитию венчурных инвестиций. Такие ассоциации или фонды имеются в каждом регионе России, и можно выйти на эти организации, предложить свои бизнес-идеи или поучаствовать в программах на получение грантов.
  • Деловые периодические издания: газеты, бизнес-журналы. Любой журнал готов будет заплатить хорошие деньги за идею, которая увеличит спрос на него среди читателей.
  • Редакторы интернет-изданий, которые специализируются на публикации бизнес-идей.

Как видно, потенциальный спрос на бизнес-идеи довольно существенный, и при должном понимании рынка бизнес-идей, можно получить свою нишу и как предприниматель, и как инноватор бизнеса.

Как продать идею для бизнеса?


Для продажи идеи как информации не следует уповать на случайность или везение, а нужно реализовать схему продажи, придерживаться некоторого плана.

Примерный план может состоять из следующих пунктов.

Оценка идеи

Оценка идеиПрежде чем выставить на продажу идею, нужно представлять, сколько она может стоить. Такая оценка должна решать две задачи — с одной стороны, не отпугнуть потенциальных покупателей из-за нереально высокой цены, а с другой — окупить затраты на создание идеи.

Оценка может выполняться следующими методами:

  • метод сравнения, когда оценка производится с учетом стоимости схожих бизнесов;
  • метод экспертной оценки, когда для того, чтобы оценить возможности инвестирования, привлекаются эксперты в той или иной области бизнеса;
  • методы, основанные на количественной оценке — используются инструменты финансового и инвестиционного анализа.

В дополнение к этому можно использовать метод оценки бизнес-идеи, когда она выставляется на пробные продажи, и уже методом эксперимента устанавливается ее реальная цена.

Подготовка бизнес-плана


Создание бизнес-планаБизнес-план должен дать инвестору полное представление, насколько идея может быть реально воплощена на практике. В общем случае бизнес-план должен дать ответ на следующие вопросы:

  1. Сколько потребуется начального капитала.
  2. Какая будет потенциальная прибыль в определенные периоды: месяц, квартал или год.
  3. Срок окупаемости — через какой период инвестору вернутся вложенные деньги.

Также в бизнес-плане должны быть отражены все риски, конкуренты и самое главное — потенциальный рынок охвата бизнес-идеи.

Конкретные форматы составления бизнес-планов нетрудно найти в интернете, в крайнем случае, всегда можно задействовать специалистов, которые за относительно небольшую плату подготовят полный бизнес-план.

Представление бизнес-идеи покупателю


Представление бизнес-идеи покупателюПредставление бизнес-идеи потенциальным покупателям может происходить следующими путями:

  1. В виде частичной презентации на сайте. Если покупатель заинтересуется и будет готов платить, ему дается полный план идеи.
  2. В виде презентации на различных конференциях. Причем стоимость входного билета на такую конференцию или семинар тоже будет частичной платой за идею.
  3. В виде заключения договора на разработку идеи или бизнес- плана под конкретного клиента.

Также ознакомление инвесторов с идеями может происходить через форматы грантов, которые в больших количествах предлагаются общественными организациями и венчурными  фондами.

Каков доход?


ДоходОценка потенциальной прибыли от продажи бизнес-идеи во многом зависит от сферы бизнеса, состояния рынка, наличия спроса со стороны потенциальных покупателей. Как показывает практика, средняя норма доходности по инновационным идеям может составлять десятки и сотни процентов от вложенного капитала. Соответственно, расчет платы за бизнес-идею базируется на оценке двух-, трехлетнего дохода бизнеса.

Эта оценка, конечно, довольно приблизительная, но именно по такой схеме происходит покупка любого бизнеса.

В качестве заключения

В этой статье была сделана попытка ответить на вопрос «Как продать бизнес-идею?».

СМОТРИТЕ ВИДЕО: Как презентовать и продать идею

Несмотря на то, что приведен довольно общий порядок продажи бизнес-идей, все же он дает читателю главное — представление о том, в каком направлении нужно действовать, чтобы добиться результата с наименьшей потерей времени и денег.

Предыдущая статьяОрганизация дома престарелых как бизнес-идея
Следующая статьяБизнес на металлоломе