Аптекарские услуги – один из древнейших видов бизнеса. Менялись времена, менялись нравы, но фармацевтические заведения были всегда. Человечеству, к сожалению, скорее всего, ещё далеко до искоренения всех недугов, а значит аптеки, как атрибут общества, будут и впредь сопутствовать цивилизации.
Прежде чем приступить к разработке бизнес-плана аптеки, приведём обобщённый взгляд на данный бизнес. Это даст понимания того, с чем столкнётся предприниматель в становлении своего аптечного дела. Дадим общие рекомендации к написанию бизнес-плана, пример расчётов. В заключении будут озвучены несколько важных оговорок, может быть, преимущественно этического плана.
Аптечный бизнес – это сфера деятельности, которая находится под пристальным контролем государства.
Ошибки, халатность, недопонимание, преднамеренный обман в работе предприятия могут привести к серьёзным, негативным последствиям для всех сторон. Поэтому перед началом планирования, помимо изучения законодательства, желательны консультации со специалистами-фармацевтами, либо самостоятельное глубокое изучение темы.
При правильном планировании построить доходный бизнес возможно.
Требования к аптечному учреждению, виды аптек
Аптечная деятельность требует обязательного лицензирования. Это самая трудная и длительная часть. При этом не имеет большого значения – будет это маленький киоск или целая разветвлённая сеть.
Получение лицензии предполагает:
- требования к реконструкции, оборудованию и оснащению (водоснабжение, водоотведение, вентиляция, зоны доступа, холодильники, шкафы и т.д.);
- соответствующее документационное оформление, в том числе требования к договорам аренды (субаренды);
- требования к специалистам: провизорам и фармацевтам (их стаж работы не может быть менее 3-х лет);
- если форма собственности ИП, то индивидуальный предприниматель должен быть дипломированным фармацевтом, иначе регистрировать предприятие, как акционерное общество.
И ещё ряд требований (СЭС, пожарные и прочее). На получение лицензии уходит от 2 месяцев до полугода.
По виду аптеки разделяются:
- производственные (с правом изготовления асептических средств и без такого права);
- аптека готовых лекарств (можно продавать лекарства по рецептам);
- аптечный пункт (нельзя продавать лекарства по рецептам);
- аптечный киоск (аптечный пункт менее 20 кв. метров).
Требования лицензии по всем видам аптек различны. Наименьшие требования к аптечным киоскам, но и возможности резко ограничены.
По объёмам также можно ввести разграничения:
- сеть аптек;
- большие аптечные пункты;
- небольшие киоски.
Отдельный вид фармацевтического бизнеса – интернет-аптеки. Здесь есть свои особенности. Более низкие отпускные цены, из-за отсутствия дополнительных накладных расходов. Меньшее доверие со стороны клиентов.
Скачать готовый бизнес-план аптеки, актуальный на 2021 год, можно у наших проверенных партнеров «БиПлан». Ссылка для скачивания.
Организация аптеки, анализ рынка
Аптечный рынок перенасыщен. Потому готовый бизнес-план аптеки должен включать хорошо проработанный производственный, организационный, маркетинговый и финансовый план.
В производственном плане определяется изготовление лекарств, необходимое оборудование, организация продажи препаратов.
Организационный – количество и структура персонала: фармацевты, промоутеры, водители и другой вспомогательный персонал.
Маркетинговый план для небольших аптечных пунктов не является обязательным. Достаточно рекламных вывесок. Для больших аптек и тем более сетей потребуется хорошо проработанная маркетинговая политика: рекламные акции, дисконты и прочее.
Финансовый план обобщает все прочие и актуализирует замысел. Поскольку основная цель организации предприятия – получение прибыли. В финансовом плане должен быть отражен срок выхода на точку безубыточности, доходность проекта.
Место расположения аптечного пункта играет существенную роль.
Выгодно расположить аптеку в шаговой доступности от мест проживания людей. Также в местах большой концентрации – вокзалы, торговые центры. При этом нужно чётко анализировать и следить за наполнением. В разных местах спрос на товары несколько отличается.
Помимо этого перед открытием потребуется тщательно изучить ближайших конкурентов в округе. Цены на товары во вновь открываемой аптеке должны быть сопоставимы с соседями.
Из-за большой конкуренции с целью повышения рентабельности дополнительно к медицинским препаратам рекомендуется торговля сопутствующими товарами: шампуни, пасты, массажёры и прочее.
Чем больше аптека, тем больше потребуется вложений и больше сложностей с получением лицензии и контролирующими органами. В зависимости от замысла предприятия конкретный бизнес-план аптеки должен рассматривать:
- Основную предполагаемую клиентскую базу. Например, для пенсионеров — льготников и отъезжающих на вокзалах необходим разный набор товаров.
- Предложения конкурентов.
- Набор товаров, цены, скидки, расположение, реклама.
Дополнительные возможности.
Какие сопутствующие товары можно предлагать в аптеке. Договорённости с организациями и частниками на предоставление дополнительных услуг, к примеру, по измерению давления, сахара и прочее.
Пример калькуляции аптечного киоска
Открытие аптеки — процесс сложный. Бизнес-план лучше заказать специалистам или, в крайнем случае, поискать в интернете более подходящий для конкретной реализации.
Здесь для образца взят расчёт по небольшому аптечному киоску.
Лицензирование самое простое: никакого производства нет, продажа препаратов по рецептам отсутствует.
Помещение небольшое около 10 кв. метров. Сотрудников: 2 аптечных специалиста. Сложной аппаратуры не требуется: кассовый аппарат, компьютер, терминал оплаты. Оборудование – стеллажи. Маркетинговых расходов не требуется. Из рекламы – вывески.
Разовые | Сумма |
---|---|
Оборудование киоска | 200 – 400 т. руб. |
Набор лекарственных средств и товаров | 300 — 500 т. руб. |
Итого | 500 — 900 т. руб. |
Постоянные месячные | Сумма |
---|---|
Аренда | 5 – 10 т. руб. |
Лекарственные средства и товары | 300 — 500 т. руб. |
Фонд зарплаты | 40 – 60 т. руб. |
Прочие организационные расходы | 10 – 20 т. руб. |
Итого | 355 – 590 т. руб. |
Наценка на разные группы товаров неодинакова. На лекарственные препараты обычно – 20-30%, на сопутствующие товары может быть до 50-100%. В среднем берём 30%.
При ежедневном прохождении 70 — 100 человек и среднем чеке 200 – 400 рублей, получаем: 14 – 40 т.рублей в день. В месяц: 400 – 1 000 т.руб.
Месячная прибыль при этом может составить: 50 – 300 т.рублей. А окупаемость от 1 года до 3-х лет.
Некоторые замечания по аптечному бизнесу
Следует ещё раз подчеркнуть, что аптечный бизнес является специфическим. И без представления о фармацевтике и законодательстве государства в области продажи лекарств заниматься им рискованно.
Помимо этого имеется еще три оговорки не совсем корректного ведения бизнеса.
- Достаточно распространённая практика продажи в небольших аптечных пунктах различных дешёвых спиртосодержащих препаратов соответствующему контингенту. Данный способ делает рентабельным небольшие аптечные ларьки.
- Продажа околонаркотических, сильных анестезирующих и прочих препаратов полулегально соответствующему контингенту. Также делает рентабельным небольшие аптечные киоски.
- Договорённость с клиниками и врачами о выписывании рецептов на определённые лекарства и направлении клиентов за вознаграждение.
Если первые две практики граничат с уголовной ответственностью, то последняя имеет больше этический аспект. Впрочем, применение таких методов ведения бизнеса всецело лежит на совести владельца.
Получить полную версию бизнес-плана по открытию аптеки с нуля можно у наших партнеров с гарантией качества.