Такси — не роскошь, а средство капиталовложения (бизнес-план)

5308

Скорость такси измеряется не спидометром, а интервалом между вызовом и точкой «Б».

Вне зависимости от количества машин в личном автопарке периодически возникает необходимость в сторонних перевозчиках. Тем более в больших населённых пунктах. Не всегда удобно пользоваться общественным транспортом, не всегда есть возможность уехать на собственном авто, не всегда имеется желание отвозить самостоятельно. Для этих целей и существует служба такси.

Зародившись на заре массового выпуска автомобилей, служба такси со временем прочно вошла в социальный быт цивилизации. Впрочем, прародителем бизнеса можно считать и извозчиков. На данный момент такси является повсеместным атрибутом городской жизни. Собственно её особо никто и не замечает, как нечто само собой разумеющееся.

Бизнес является стабильным, несмотря на все кризисы. Во времена кризисов наблюдается даже увеличение предложений частного извоза.

В данной статье будет представлен краткий обзор возможностей бизнеса, предложена модель бизнес плана по открытию службы такси.

В большинстве случаев бизнес, основанный на перевозках пассажиров, является рентабельным. Убыточным он становится по причине неправильной организации труда, некорректным предварительным анализом среды, либо действием неподвластной внешней силы, к примеру, закрытие градообразующих предприятий.

Характерные особенности

Для начала требуется выявить отличительные особенности бизнеса. Произвести какую-нибудь классификацию. Соответственно определить потенциальную клиентскую базу и конкурентную среду. Необходимые вложения, точки роста, потенциал развития.

Классификация такси

По объёму и охвату территории:

  • частный извозчик;
  • служба такси;
  • таксомоторный парк;
  • сеть такси.

По структуре основных средств:

  • собственные автомобили;
  • наёмный автотранспорт;
  • диспетчерская служба (информационные услуги);
  • комбинированная структура.

По предоставляемым услугам:

  • обычное такси;
  • специализированное такси (элитное, бизнес-такси; социальное такси и т.д.);
  • комбинированные услуги.

Часть классификации условна, одно и то же предприятие можно отнести к разным категориям. Важность заключается в том, когда составляется конкретный бизнес-план такси, увязать его с заданными целями. Классификация даёт ориентир на клиентов, разграничивает стартовые финансовые вложения и задаёт направление развития бизнеса.

Помимо этого сознательно не классифицированы:

  • организационно-правовая форма предприятия (это общее для разного бизнеса и больше связано с уплатой налогов, поэтому подойдут рекомендации общего плана, для небольшого предприятия удобней всего форма – ИП);
  • виды услуг такси (выделены в специализированное такси, так как во многом здесь индивидуальный подход, к примеру, социальное такси может быть организовано по договору с городскими властями, часть затрат будет компенсироваться из бюджета).

Конкуренция

Сложившаяся практика такси в разных городах и регионах нашей страны различная. Где-то это исключительно индивидуальный бизнес, где-то имеются крупные компании, диспетчерские центры. Есть города, где данная сфера полностью монополизирована одной-двумя фирмами.

Помимо официальных служб существует проблема нелегальных перевозчиков. Конкурировать с ними в экономическом смысле затруднительно. Затраты нелегальных перевозчиков значительно меньше. Несмотря на незаконность их деятельности, при расчёте бизнес-плана этот фактор необходимо будет учесть.

Какая бы ни была сложившаяся практика такси в конкретном месте — конкуренция в этой сфере бизнеса — высокая.

Для проведения анализа потребуется ознакомиться со всей массой предложений, присутствующих в конкретном регионе:

  • реклама в СМИ, интернете, на улицах;
  • нелегальные перевозчики;
  • предопределённые услуги (гостиницы, крупные рестораны и прочее);
  • специальное такси (например, бизнес-такси в аэропорт).

Потребуется точно определить баланс между спросом и предложением.

Клиентская база

В тесной связке с конкурентной средой находится клиентская база.

Клиентов в соответствии с классификацией такси удобно подразделить на два класса:

  • обычные;
  • специализированные (бизнес, социальные и прочее).

Со вторыми работа и расчёт идёт отдельный, в зависимости от договорённостей или выявленных потребностей конкретного рынка (к примеру, перевозка клиентов элитного отеля).

Традиционные места поездок клиентов – аэропорты, вокзалы, крупные торговые центры и т.д. В другие места клиентская база подбирается по рекламе. Со временем складывается некий костяк постоянных клиентов. Также можно будет проанализировать маршруты, места наибольшей востребованности — в дальнейшем это позволит оптимизировать расходы.

Насыщенность или недостаток предложений можно оценить по времени ожидания такси, количеству ожидающих машин или их отсутствию в различных местах массового скопления людей.

Для привлечения клиентов потребуется продумать маркетинговую политику. Спецпредложения, скидки, комплексные перевозки, предзаказы по интернету, звучные слоганы, брендовость и т.д. Но следует помнить, что в данном сегменте любое ноу-хау существует весьма ограниченное время.

Скачать готовый бизнес-план такси, актуальный на 2021 год, можно у наших проверенных партнеров «БиПлан». Ссылка для скачивания.

Что нужно для начала работы

Вхождение в бизнес демократично – от частного извоза на собственной машине, практически не требующее дополнительных вложений, до организации крупного таксомоторного парка, либо сети с необходимостью больших начальных капиталовложений.

Перечень того, что нужно для открытия такси с нуля.

Документы

  • стандартный пакет учредительных документов (в зависимости от вида деятельности и формы собственности);
  • лицензия на каждый автомобиль (не потребуется, если оказываются только диспетчерские услуги);
  • договора подряда (при необходимости: частные перевозчики, государственные органы, ремонтные службы, рестораны, гостиницы и т.д.).

Структуры

Диспетчерская служба

  1. Персонал – 4 человека (при круглосуточной работе);
  2. Помещение (10-20 кв.м., особых требований по расположению и размещению нет);
  3. Оборудование:
    • система радиосвязи;
    • компьютер с выходом в интернет и специализированным ПО;
    • мебель.

Автотранспортный парк

Зависит от организации предприятия. Самая простая форма – диспетчерская служба на основе договоров с лицензированными частниками, ИП или организациями. В этом случае фирмы сами должны позаботиться о предрейсовом техническом осмотре и прохождении медика перед выездом на маршрут. В случае таксомоторного парка потребуются дополнительные мощности и персонал.

Персонал

  • водители;
  • медик;
  • автотехник;
  • сторожа;
  • вспомогательный персонал.

Помещение

  • автостоянки, гаражные боксы;
  • ремонтные мастерские.

Оборудование

  • автомобили (приобретаются в зависимости от целей, для эскортных услуг, к примеру, желательны лимузины);
  • таксометр, опознавательный фонарь с шашечками, цветовая схема (это обязательные требования ко всем такси);
  • системы навигации, системы отслеживания на авто;
  • гаражное оборудование для ремонта;
  • оборудование для охранной сигнализации.

 

Маркетинговый план

Для большого предприятия необходимо составить предварительный маркетинговый план по выходу на рынок, закреплению на нём и дальнейшему развитию. С течением времени и изменением обстановки маркетинговый план нужно будет уточнять и корректировать.

Продуманный маркетинг должен решать задачу живучести предприятия в длительной перспективе. Поэтому чем больше горизонт планирования, тем лучше. Рекомендация к планированию – хотя бы год. При таком планировании в анализ попадают сезонные колебания.

Маркетинговый план включает:

  1. Рекламный план:
    • вывески, реклама на такси и прочее;
    • разработка бренда и слоганов;
    • СМИ, интернет.
  2. Привлечение целевой аудитории (система скидок, бонусов и т.д.);
  3. Запуск новых продуктов (к примеру, такси до другого города, заказ такси в другом городе и т.д.)
  4. Учёт конкурентной среды.

Это ориентировочный перечень необходимого для открытия службы такси. Перечень универсальный и в зависимости от конкретного планируемого предприятия часть пунктов может не потребоваться.

Пример калькуляции

Для простоты рассмотрим, как открыть диспетчерскую службу такси.

Описание предприятия:

Диспетчерская служба будет оказывать информационные услуги на договорной основе. Собственных рабочих автомобилей нет. Лицензию на такси не требуется. Медика и автотехника владельцы транспортных средств проходят самостоятельно.

По договору оборудуем автомобили рациями. 4 круглосуточных диспетчера.

Бизнес-план диспетчерской службы такси в подробностях рассматривать не будем. Он строится по приведённой выше схеме с учётом конкретики реализации. Приведём конечную выдержку из финансового плана – калькуляцию.

Разовые затратыСумма
Реконструкция помещения10 – 20 т.руб.
Оборудование40 – 100 т.руб.
Мебель10 – 30 т.руб.
Итого60 – 150 т.руб.
Постоянные месячные затратыСумма
Аренда10 – 20 т.руб.
маркетинг5 – 10 т.руб.
коммунальные услуги5 – 10 т.руб.
фонд зарплаты40 – 100 т.руб.
Итого60 – 140 т.руб.

Доходы

Доходы у диспетчерской службы формируются с процентов за оплату с каждой поездки. Допустим 10% с выручки таксиста. Предположим 10 машин на линии, в среднем 100 руб. за поездку. 30-50 поездок. Т.е. 3 – 5 т.руб. в сутки. В месяц: 90 – 150 т.руб. Прибыль: 30 – 40 т.руб. в месяц.

При такой загрузке точка рентабельности уже достижима. Окупаемость в этом случае составит от полугода до полутора лет.

Для службы такси упор необходимо делать на маркетинговой политике. Большая часть бизнеса основывается на продажах, т.е. на привлечении клиентов.

Получить полную версию бизнес-плана по открытию службы такси с нуля можно у наших партнеров с гарантией качества.

Предыдущая статья5 вариантов для создания пассивного источника дохода в России
Следующая статьяЧем бы дитя ни тешилось – лишь бы в ночном клубе (бизнес-план)