Продажа автозапчастей: бизнес саморастущего спроса (бизнес-план)

10648

С каждым годом становится всё больше автомобилей. Этот процесс, скорее всего, будет только нарастать. И как следствие будет повышаться спрос на запчасти к ним. По оценкам экспертов этот рынок в России увеличивается с каждым годом на 20%. Несмотря на такой рост, развитие бизнеса на запчастях имеет определённые сложности.

Рассмотрим особенности этого вида бизнеса, возможность открытия магазина автозапчастей, их виды, наброски бизнес-плана. В конце статьи приведём небольшой образец калькуляции по открытию магазина автозапчастей. При продуманном подходе бизнес на продаже автозапчастей является не только прибыльным, но и перспективным, быстрорастущим.

Характерные особенности бизнеса

В 20 веке бытовало мнение: для того, чтобы организовать бизнес, не обязательно разбираться в самом деле, достаточно «понимать» бизнес вообще. Приводились несколько удачных примеров таких предприятий (на многие десятки, а то и сотни тысяч неизвестных неудачных попыток). И до сих пор такое встречается… Но если у вас нет папы губернатора или дополнительных источников дохода, скажем, с наркотиков, которыми вы поддерживаете (отмываете) бизнес, в котором не разбираетесь – лучше разобраться в деталях. Иначе самый лучший, опытный и разбирающийся управляющий вашим бизнесом (Ему ведь достаточно 20-30 т.руб зарплаты, не так ли? Он ведь только разбирается, а не умеет «бизнес вести») рано или поздно оставит вас без данного источника дохода… в силу того, что он разбирается, а вы нет.

Рынок автозапчастей

Первая особенность торговли автозапчастями заключается в их огромном разнообразии. И тут нет большой взаимозаменяемости, как, к примеру, в продуктовом магазине – вместо чёрного можно и белый хлеб. Соответственно, если не продумать ассортимент, продажи, специализацию и т.д. можно получить склад неликвидного товара.

Особенность эта связана с большим разнообразием техники на рынке, которое со временем будет только расширяться, даже с учётом происходящего процесса унификации запчастей.

Выработано несколько подходов к выбору товара:

  1. Специализация. Магазин специализируется на определённом сегменте рынка: автозапчасти для иномарок, автозапчасти для старых автомобилей и т.д. Либо ещё более узкие специализации, скажем, автозапчасти для праворульных автомобилей или вообще конкретных фирм, моделей или частей автомобилей (трансмиссия, кузов и т.д.).
  2. Универсализация. Такие магазины либо в небольших селениях, либо огромные автомобильные супермаркеты. Большая часть автозапчастей в них продаётся под заказ. В наличие в основном наиболее ходовые товары.
  3. Расходные материалы. Близко к универсальным магазинам, но упор делается на наиболее ходовые товары, ориентированные на конкретную местность.

Несколько обособленно интернет магазин автозапчастей. Во-первых, каждый из подходов может включать интернет составляющую. Во-вторых, интернет магазин может работать совсем без традиционной точки продаж. Т.е. непосредственно «с колёс» или по почте. В сегменте продаж автозапчастей, вероятнее всего, в ближайшее будущее интернет магазин, как самостоятельное явление, не заменит традиционные магазины. Связано это в первую очередь с тем, что многим автомобилистам нужна консультация, которую в интернете проводить не всегда представляется возможным. С другой стороны, как инструмент ведения бизнеса, интернет весьма удобен: заказы, подбор запчастей, доставка и т.д.

В первую очередь потребуется определиться, каким товаром наполнять магазин. Это связано с финансовыми возможностями. Понятно, что для универсальных магазинов потребуются более значительные вложения, уровень неликвидных товаров в них будет выше, как следствие больше средств в длительном обороте. Также имеется прямая взаимосвязь с районом расположения магазина: спрос (какие автомобили преобладают) и предложение (плотность конкуренции).

Скачать готовый бизнес-план магазина автозапчастей, актуальный на 2019 год, можно у наших проверенных партнеров «БиПлан». Ссылка для скачивания.

Баланс спроса и предложения

Несколько слов о спросе-предложении, раз речь зашла об этой теме. Практически повсеместно имеется спрос на широкий спектр автозапчастей. Поэтому имеет смысл проанализировать рынок на предмет баланса спроса-предложения в конкретном месте, предполагаемого открытия магазина.

Предлагается следующая градация:

  • высокий спрос, много предложений;
  • высокий спрос, недостаточно предложений;
  • умеренный спрос на группу товаров, недостаточно предложений;
  • низкий спрос на специализированные товары, практически отсутствуют предложения.

Требуется пояснения градации. Во-первых, здесь не имеются ввиду универсальные товары, такие товары могут продаваться в любом автомагазине, как сопутствующие. Имеется ввиду ориентация магазина на автозапчасти конкретных автомобилей в зависимости от местоположения.

В случаях с выявлением высокого спроса, даже с большим количеством предложений всегда имеются варианты манёвра. Изначально – это расположение магазина. При большом спросе нередко автолюбители покупают товар в ближайшем магазине. Затем ценовая политика: поставщики, уменьшение расходов и т.д.

При умеренном спросе, т.е. имеются определённые автомобили, в относительно небольшом количестве, но запчасти к ним не везде можно найти. Специализированный магазин, ориентированный на широкий спектр не слишком распространённых автомобилей.

И последний случай: есть специфическая техника, но запчасти на неё отсутствуют на рынке. Фактически случай специализированного магазина. Имеет смысл в больших населённых пунктах. Обычно не массовые продажи, но на весьма дорогие автомобили.

На наш взгляд это те ниши рынка, которые можно рассматривать. Готовый бизнес-план магазина автозапчастей  должен обязательно включать проработанный анализ спроса и предложения. Как бы тщательно ни был проведён первоначальный анализ, в какой-то части он всё равно будет ошибочен в силу отсутствия статистики. Помимо этого тенденции на авторынке со временем меняются. Поэтому анализ спроса-предложения нужно будет проводить постоянно. В режиме действующего магазина он несколько упрощается: статистика продаж и статистика обращений покупателей, плюс анализ рынка автомобилей в регионе.

Помещение

Помещение зависит от выбранного варианта ведения бизнеса и конкретного наполнения магазина. Чем более универсальный магазин, тем больше потребуется места. Начинаются такие магазины с небольших павильонов от 20 кв. метров.

Наполнение магазина также диктуется его расположением. Наиболее удобное месторасположение для небольших магазинчиков рядом со станциями техобслуживания, ремонтными мастерскими, авторынками и т.д.

Крупные универсальные магазины и специализированные особых требований нет. Пожалуй для крупных универсальных автомагазинов желательно иметь хороший подъезд и вместительную парковку. А в единственный специализированный магазин владельцы спецтехники приедут и за город, если в нём будет обеспечено решение их проблем.

Персонал

Ключевой момент в организации магазина автозапчастей – подбор персонала. Особые требования к подбору продавцов-консультантов. По оценкам специалистов половина успеха в этом бизнесе зависит от квалификации продавца. Квалифицированный продавец должен разбираться в технике, ориентироваться в запчастях, возможностей замены их другими, обращаться с интернетом, чтобы вовремя найти ответ на вопрос и сделать заказ. Лишь на втором плане умение продавать. Дело в том, что лучший менеджер может временно обеспечить рост продаж, пока не накопится ряд проблем из-за его технической некомпетентности: возврат товара, возмещение убытков и т.д. Поэтому в магазине по продаже запчастей приоритетней продавец-технарь продавца-менеджера.

Требований к остальному персоналу особых нет. По количеству персонал также зависит от формата магазина. В небольшом киоске достаточно одного-двух. Большой магазин может состоять из нескольких отделов с соответствующим набором персонала: продавцы, консультанты, грузчики и т.д.

Маркетинг

Как и любой бизнес с высокой конкуренцией, магазин автозапчастей нуждается в продуманном маркетинге. Чем больше магазин, тем вложения в маркетинг должны быть выше.

Маркетинг включает взаимосвязанные:

  • рекламную политику;
  • работу по привлечению постоянных клиентов;
  • расширение рынка;
  • анализ конкурентной среды.

Небольшому павильону достаточно вывески и работы с постоянными клиентами. Расширение бизнеса влечёт привлечение других инструментов: комплексные услуги, скидки, акции и т.д. Помимо этого желательно включать в маркетинговые планы гибкую реакцию на изменение в конкурентной среде, вплоть до исключения из продажи некоторых товаров.

Рекомендации по наполнению

Большая доля запчастей в небольших автомагазинах продаётся под заказ. И тут важно наладить устойчивые связи с поставщиками автозапчастей, обеспечить быструю и надёжную логистику. Скорость исполнения заказа ещё один важный фактор в развитии автомагазина.

Рекомендуется наполнять магазин в первую очередь товарами повышенного спроса с ориентацией на регион: свечи, ремни, лампы, масла, герметики и т.д.

Документы

Деятельность не требует лицензирования. Форма собственности зависит от удобства работы. Если часть покупателей планируются организации, то в этом случае удобней бывают различные формы акционирования. В большинстве случаев достаточно ИП.

Документы:

  • набор учредительной документации;
  • набор необходимых договоров (с заказчиками, с поставщиками, аренды и т.д.);
  • набор внутренней документации (журнал заказов, журнал продаж и т.д).

Примерная калькуляция

Завершает бизнес-план магазина автозапчастей финансовый план. Финансовый план является итоговым документом, ориентируясь на который можно оценивать выгодность бизнеса. Для выработки финансового плана необходимо изначально уточнить все остальные пункты. Мы приведём небольшую примерную калькуляцию для оценки возможностей бизнеса. Вообще данный бизнес характеризуется достаточно значительным начальным капиталовложением.

Начальные данные. Небольшой павильон – 50 кв.м., арендуемый. 2 продавца-консультанта. Средняя наценка – 30%. Средняя предполагаемая месячная выручка – 0,6 – 1,0 млн. рублей.

Начальные затратыСумма
Ремонт помещения50 – 100 т.р.
Оборудование, мебель50 – 100 т.р.
Маркетинг10 – 30 т.р.
Иные затраты10 – 30 т.р.
Итого120 – 260 т.р.

Помимо этого на начальное наполнение магазина потребуется по разным оценкам от 1,5 до 2,0 млн. рублей.

Ежемесячные затратыСумма
Аренда20 – 60 т.р.
Товары500 – 800 т.р.
Фонд зарплаты30 – 50 т.р.
Иные расходы20 – 50 т.р.
Итого570 – 960 т.р.

В месяц чистой прибыли получаем ориентировочно: 20 – 100 т.рублей. Окупаемость от полугода до полутора лет после выхода на точку рентабельности. Вывод на рентабельность может составлять до полугода.

Получить полную версию бизнес-плана по открытию магазина автозапчастей с нуля можно у наших партнеров с гарантией качества.

Предыдущая статьяБизнес-план зоомагазина: все для друзей наших меньших
Следующая статьяОткрываем частный детский сад: бизнес-план