В современной модели экономики реклама, PR, маркетинг занимают видное место. Без рекламы не обходится ни одно серьёзное предприятие. В ближайшее время эта ситуация вряд ли не изменится. А значит рекламный бизнес имеет перспективу и в него имеет смысл вкладываться. Помимо этого рекламная сфера деятельности весьма демократична. Здесь можно встретить, как небольшие рекламные компании, работающие «с колёс», так и крупные агентства с огромным бюджетом. Начать работать в сфере рекламы можно вообще не имея стартового капитала.
Рекламный бизнес – это общее название сферы деятельности, связанной с маркетингом. Вообще он включает достаточно обширный спектр деятельности. Рассмотрим последовательно, какие услуги относятся к рекламному бизнесу, как данный бизнес организуется, как открыть рекламное агентство, дадим представление о бизнес-плане рекламного агентства, приведём примерную калькуляцию доходов и расходов.
Рекламная деятельность
Реклама не является основным звеном в хозяйственной деятельности человека. Она выполняет вспомогательные функции в экономике. Хотя с точки зрения экономических субъектов рекламный бизнес – самостоятельная сфера производства, логичнее было бы обозначить её, как «бизнес для бизнеса». Отнесение той или иной функции к рекламе несколько условно.
Реклама в рыночной экономике может выполнять следующие основные функции:
- Информационную. Доведение до целевой аудитории определённой информации;
- Побудительную. Формирование у целевой аудитории заданных предпочтений;
- Манипуляционную. Формирование у целевой аудитории заданных желаний в обход сознания;
- Имиджевую. Создание необходимого образа.
Другие функции рекламы, которые выделяют разные авторы, можно считать второстепенными. Помимо выполнения прямых функции в хорошем рекламном агентстве проводят анализ достижения целей. Т.е. обратные связи.
Исходя из основных функций, рекламную деятельность можно разделить:
- создание рекламного контента;
- создание и продвижение рекламного контента;
- полный рекламный цикл.
Для создания рекламного контента совсем не обязательны большие вложения и команда. Достаточно иметь клиентов, которым необходим такой контент. Полный же цикл обычно включает размещение и анализ рекламной компании. Для этого требуются площадки для размещения (СМИ, рекламные щиты и т.д.), различные аналитические инструменты (опрашивающие агенты, показатели продаж и т.д.).
Виды рекламы
Основные виды рекламы:
- Полиграфия. Всё многообразие печатной продукции: буклеты, листовки, визитки, журналы и т.д.;
- Наружная реклама. Плакаты, вывески, билборды и т.д.;
- СМИ. Реклама в телевидение, радио, газетах;
- Интернет. Выделяется отдельно от СМИ, так как имеет свои специфические особенности;
- Агенты. Проведение рекламных компаний с привлечением агентов-распространителей;
- Риторика. Организация различных лекций, конференций, презентаций;
- Скрытая реклама. Реклама, проходящая опосредовано с каким-либо основным событием.
Характерные особенности бизнеса
Рекламный бизнес в России достаточно молод и продолжает развиваться. В силу ряда причин становление этого бизнеса идёт вслед за становлением других сфер деятельности. Т.е. он развивается в основном от запросов и понимания необходимости рекламы заказчиком. У рекламного агентства таким образом два типа целевых аудитории: заказчики и аудитория воздействия для создаваемого рекламного контента. Это одна из главных характерных отличительных особенностей бизнеса.
Целевые аудитории
В связи с этим необходимо сказать несколько слов о целевых аудиториях. Целевые аудитории для рекламного контента достаточно разнообразны, их можно разделить на широкого охвата и специфичные – нацеленные на определённого клиента.
Заказчиками услуг рекламных агентств выступают обычно средние и большие компании:
- промышленные предприятия;
- магазины;
- финансовые компании;
- политические объединения.
Скачать готовый бизнес-план рекламного агентства, актуальный на 2021 год, можно у наших проверенных партнеров «БиПлан». Ссылка для скачивания
Виды рекламных агентств
Деление рекламных агентств различно и исходит из понимания целей рекламной деятельности. Для начала деятельности требуется определиться с форматом рекламного агентства, бизнес-план при этом должен отразить основные ключевые моменты планируемого предприятия. Формат будет определять затраты, примерную клиентскую базу заказчиков и дальнейшее направление развития.
В этом аспекте лучше всего классифицировать рекламные агентства по следующему формату:
- Небольшие рекламные студии. Это студии, создающие под заказ рекламный контент, не обладающие площадками для размещения этого контента и не реализующие полный рекламный цикл. Т.е. фактически – это художники, выполняющие заказ по чёткому техническому заданию. В этом случае нет никаких расходов и дополнительных специалистов по размещению, продвижению и анализу рекламы. Также подобные студии не обладают большими мощностями для создания высокобюджетного рекламного контента;
- Небольшие рекламные агентства. Это по сути те же студии в более широком формате. В свои услуги они включают весь спектр продвижения достаточно дешёвого рекламного контента. Т.е. имеются площадки для размещения рекламы, может быть предложен некий анализ рекламных услуг;
- Рекламные агентства полного цикла. Агентства, готовые предложить полный набор услуг. Возможно выполнение части услуг делегируется различным субподрядчикам – тем же небольшим рекламным студиям или специализированные фирмы по созданию рекламы. Для них характерны значительные затраты для работы с обоими типами целевой аудитории.
- Специализированные фирмы. Это могут быть крупные студии по созданию видеороликов, компании, специализирующиеся на определённого вида рекламе, к примеру, политической и т.д. Затраты будут специфические и работа узкоспецифическая с определённой аудиторией.
Месторасположение и помещение
Для рекламного агентства месторасположение не играет существенной роли. Основная деятельность по работе с заказчиками проводится в электронном виде, либо на территории заказчика, в редких случаях работа ведётся в офисе рекламного агентства. Исключения могут составлять специализированные фирмы. Но даже в этих случаях месторасположение не играет особой роли – заказчик может посетить фирму в любом месте.
К помещению выдвигаются дополнительные требования, если планируется проводить в офисе какую-то работу с целевой аудиторией: встречи с заказчиком, рекламные компании в офисе (скажем, лекции). К помещениям для специализированных фирм выдвигаются свои требования. И в том и в другом случае, все ситуативно и помещения оформляются в зависимости от конкретной реализации.
Оборудование
То же можно сказать и об оборудовании. Всё зависит от формата и конкретной реализаций. Для небольших рекламных студий сложного, дорогостоящего оборудования не требуется. Это обычно одно или несколько компьютеризированных рабочих мест. По мере расширения услуг в оборудование может включаться: мощные графические станции, специализированное оборудование для печати, голографии и прочего.
Документы
Сама рекламная деятельность никак не лицензируется. А вот сопутствующая деятельность возможно потребует приобретения лицензий. Всё зависит опять же от формата и конкретики реализации. Поясним.
В нашей стране существует практика не покупать лицензии на некоторые продукты, в первую очередь это касается программных продуктов. Если рекламная студия совсем небольшая и не занимающаяся активно подготовкой рекламных роликов, то такая ситуация может и не приведёт к негативным результатам. Крупные же рекламные компании продают рекламный контент, созданный при помощи программного продукта, должны предоставлять информацию по законности пользования теми продуктами, на которых они работают.
Остальная документация:
- пакет учредительной документации (в зависимости от формы собственности, ИП или акционерное общество);
- пакет внешней документации (договора аренды, субаренды, подряда, агентские и т.д.);
- пакет внутренней документации (организационная, аналитическая документация);
Персонал
Персонал в рекламном агентстве требуется подбирать особо тщательно. Рекламный бизнес целиком зависит от профессионализма сотрудников.
Персонал может включать достаточно много специалистов:
- директор;
- менеджеры по направлениям;
- художник, дизайнер;
- психолог, социолог.
и т.д.
Конкуренция
Рекламный рынок в России до сих пор находится на стадии формирования. Крупный и сверхкрупный бизнес охвачен крупными рекламными агентствами. Точно также ими держаться наиболее крупные рекламные площадки.
В сфере более мелкого бизнеса и исключая несколько крупнейших мегаполисов положение несколько проще. Правда спрос и доходность здесь меньше. Помимо прочего на малый бизнес сильное влияние оказывает экономическая обстановка в стране. Эту сферу расходов предприятия урезают в первую очередь.
Маркетинг рекламного агентства
В бизнес-план рекламного агентства необходимо включить маркетинговый план. Маркетинг здесь стандартно включает рекламный план и работу с заказчиками.
Хороший рекламный стиль – это создание рекламного контента, рекламирующего само рекламное агентство. Реклама включает в себя ту же самую рекламу, которая является продаваемым заказчику продуктом. Т.е. в этом ключе рекламному агентству проще: оно рекламирует себя теми же средствами, которые впоследствии продаёт (реклама в СМИ, на щитах, рассылка и т.д.).
Работа с заказчиками:
- система бонусов, скидок;
- преференции постоянным клиентам;
- работа с агентами.
Финансовый план
Эпилогом бизнес-плана рекламного агентства является финансовый план. В нём отражается расходная, доходная часть, выход на рентабельность, рассчитываются сроки окупаемости вложений. Из-за большого разнообразия типовой финансовый план привести не представляется возможным. Приведём небольшую калькуляцию рекламного агентства.
Небольшое рекламное агентство. Помещение в аренде 20 кв.м. Персонал 3 человека: директор, 2 менеджера. Несколько площадок для размещения рекламного контента. Агентство создаёт рекламу и размещает её, в частности на билбордах.
Начальные затраты | Сумма |
---|---|
Мебель и оборудование | 60 – 100 тыс. руб. |
Ремонт помещения | 20 – 50 тыс. руб. |
Начальные расходы на рекламные площадки | 50 – 100 тыс. руб. |
Другие расходы | 50 – 100 тыс. руб. |
Итого | 180 – 350 тыс. руб. |
Ежемесячные затраты | Сумма |
---|---|
Аренда офиса | 10 – 20 тыс. руб. |
Фонд заработной платы | 60 – 80 тыс. руб. |
Оплата рекламных площадок | 5 – 20 тыс. руб. |
Другие затраты | 10 – 20 тыс. руб. |
Итого | 110 – 210 тыс. руб. |
Доходы. Судить о доходах рекламного агентства можно весьма условно. Так цена размещения на билборде вдоль трассы в одном из городов составляет 10 тыс.рублей в месяц. Получаем. От размещения рекламы на площадках 50 – 80 тыс. в месяц. Другие рекламные услуги 50 – 80 тыс. в месяц. Общие месячные доходы 100 – 160 тыс.рублей. Или прибыль: 15 – 20 тыс. в месяц.
Окупаемость составит от года до полутора лет. Естественно для примера было взято очень маленькое агентство в небольшом городе, не учитывались факторы его дальнейшего развития, а также изменения внешней среды.
Получить полную версию бизнес-плана по открытию рекламного агентства с нуля можно у наших партнеров с гарантией качества.